Акционерное общество «Башкортостанская пригородная пассажирская компания»
menu

Пресс-центр

Будьте в курсе актуальных новостей компании и изменений в расписании поездов

10.06.2017 00:02

Рейс в «одно лицо»

На Куйбышевской железной дороге отработают практику вождения электропоездов без помощников машинистов
На полигоне дороги отобраны и подготовлены машинисты для работы на электричках в «одно лицо», а также определены участки для организации тестовых поездок.
Приступить к практической отработке вождения пригородных электропоездов без помощника машиниста планируется уже предстоящим летом. Степень готовности хозяйств и оставшиеся вопросы обсуждались в рамках малого технико-технологического совета дороги.

На Куйбышевской дороге для перевода электропоездов на вождение в «одно лицо» задействованными в пригородных железнодорожных перевозках хозяйствами проделана большая организационная работа, касающаяся как подбора кандидатов в машинисты для вождения электропоездов без помощника, подготовки подвижного состава, так и решения многочисленных технических и финансовых вопросов.

Для участия в «пилотном» проекте среди машинистов электропоездов в моторвагонных депо отобрали 11 кандидатов для вождения в «одно лицо», которым предстояло пройти серьёзное психофизиологическое обследование и обязательные медицинские осмотры, а также обучение. Взять более высокую нагрузку состояние здоровья позволяет только девяти претендентам, большая часть которых уже прошла подготовку на базе Самарского подразделения Куйбышевского УЦПК. Специально для этих целей здесь были разработаны рабочие учебные планы, программы курсов целевого назначения продолжительностью 80 часов для машинистов электропоезда для работы без помощника и проводников пассажирских вагонов.

Для эксплуатации электропоездов «в одно лицо» определены участки Пенза – Рузаевка – Пенза и Уфа – Кандры – Уфа. Задействовать здесь планируется соответствующим образом четыре оборудованных электропоезда. Пока этого количества – два основных состава и два резервных – достаточно для обслуживания выбранных участков и ниток графика. Однако в качестве тестового полигона может выступить и участок Дёма – Уфа – Шакша. С инициативой реализации задачи в формате «Городской электрички» выступила ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», предложившая провести экспериментальные поездки в сопровождении машинистов-инструкторов, используя для частичного исполнения обязанностей помощника машиниста разъездных билетных кассиров.

Для пригородной компании, несмотря на высокую степень готовности к старту проекта, остаётся открытым ряд проблемных вопросов. В частности, пригородному перевозчику необходимо внести изменения в штатное расписание, а это может обернуться для компании дополнительным увеличением расходов на несколько миллионов рублей в год, что в условиях жёсткой экономии может вызвать неоднозначную реакцию со стороны региональных властей, компенсирующих выпадающие доходы от государственного регулирования тарифов. До середины июня ОАО «Башкортостанская ППК» предстоит обратиться в Департамент пассажирских сообщений ОАО «РЖД» по вопросу возмещения затрат от реализации проекта вождения пригородных поездов машинистами без помощников.

Окончательный выбор участков имеет принципиальное значение для Куйбышевской дирекции управления движением, где сейчас проводится работа по внесению изменений в технико-распределительные акты станций для ранее выбранных направлений. Порядок приёма и отправления поездов, управляемых в «одно лицо», с указанием номеров путей предусмотрены для внесения в технико-распределительные акты 27 станций: 12 на участке Уфа – Кандры и 15 на участке Рузаевка – Пенза. В случае выбора других участков движенческому аппарату потребуется время, чтобы заново провести трудоёмкий процесс внесения изменений ТРА станций.

На сегодняшний день основной комплекс мероприятий для перевода машинистов на работу без помощников выполнен. Детализировать нюансы планируется посредством изучения опыта других дорог и пригородных пассажирских компаний, в частности, АО «Содружество». 

Руководителям моторвагонных депо, чьи машинисты будут задействованы в проекте, до середины июня предстоит обеспечить их назначение для работы в «одно лицо» в соответствии с требованиями типовой инструкции по вождению поездов и выполнению маневровой работы. Помимо этого, в течение июня планируется организовать и провести три дублёрские поездки, в ходе которых машинисты-инструкторы проанализируют работу экипажа. Только после этого будет принято окончательное решение о дальнейшем переводе машинистов электропоездов на работу в «одно лицо».
Никита Демидов